
http://vk.com/wall-132419419_8
Никто не будет спорить с тем, что искусство играет познавательную, воспитательную, коммуникативную роли в формировании человека. С давних времён искусство помогало человеку осознавать и преобразовывать действительность, представляя её в образах и тем самым связывая её в единое целое. При этом у человека развивалось абстрактное и образное мышление — развивалась фантазия. Советский философ Э. Ильенков говорил: «Сама по себе взятая фантазия, или сила воображения, принадлежит к числу не только драгоценнейших, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека от животного. Без неё нельзя сделать ни шагу не только в искусстве, если, конечно, это не шаг на месте. Без силы воображения невозможно было бы даже узнать старого друга, если он вдруг отрастил бороду, невозможно было бы даже перейти улицу сквозь поток автомашин. Человечество, лишенное фантазии, никогда не запустило бы в космос ракеты».
Нельзя не брать во внимание тот факт, что искусство с ранних лет принимает непосредственное участие в формировании сознания у ребенка (да и в течение всей жизни тоже). Музыка, литература, театр, изобразительное и кулинарное искусства — они воспитывают в человеке чувственность и нравственность, воспримчивость к высшему. Такие качества как дружба, совесть, патриотизм, любовь, справедливость и т.п. развиваются благодаря искусству. Более того, само мышление было бы невозможно, без развития чувственного восприятия. Способность логически мыслить, то есть оперировать понятиями, теоретическими определениями в строгом согласии с нормами логики, не стоит ровно ничего, если она не соединяется с равно развитой способностью видеть, чувственно созерцать, воспринимать окружающий мир.
Конечно, при всём этом, искусство нередко выполняло незатейливую функцию развлечения. И, казалось бы, если испокон веков искусство использовалось как для просвещения, так и для развлечения, то и сейчас нет повода для беспокойства. Сегодня также остаются и создаются замечательные картины, книги, фильмы, музыка, кулинарные шедевры, — при ознакомлении с которыми человек приобретает возможность обогатиться прекрасным опытом, тем самым развивая свой собственный внутренний мир.
Пожалуй, каждый, хоть раз зайдя в музей современного искусства, думал что, будучи ребёнком, и то лучше рисовал. Известный художник Д. Поллок, брызгал и лил краску на фиброкартон, считая спонтанный творческий процесс важнее результата. Эти кляксы, стоят 140 млн. долларов(!) и сегодня это одна из самых дорогих картин в мире. О скандальном «Чёрном квадрате» известный российский писатель В. Пелевин отзывался в одной из своих книг: «Малевич, хоть и называл себя супрематистом, был верен правде жизни — света в российском небе чаще всего нет. И душе не остаётся ничего иного, кроме как производить невидимые звёзды из себя самой — таков смысл полотна».
Подобные беспредметные, ничего не изображающие картины даже личность автора делают бессмысленной, они не стесняясь заявляют: «каждый всё равно увидит что-то своё…»
Советский философ, посвятивший много времени изучению вопроса о влиянии искусства на человека, М. Лифшиц писал: «Основная внутренняя цель такого искусства заключается в подавлении сознательности сознания. Бегство в суеверие — это минимум. Ещё лучше — бегство в немыслящий мир. Отсюда постоянные усилия разбить зеркало жизни или, по крайней мере, сделать его мутным, невидящим. Всякому изображению нужно придать черты чего-то «непохожего». Таким образом, изобразительность убывает, в итоге — нечто свободное от всяких возможных ассоциаций с действительной жизнью».
В современном изобразительном искусстве существует множество разных направлений. Авторы некоторых направлений наделяют свои работы «глубоким» смыслом, который на самом деле является только формой, отображающей личные переживания и мимолётные чувства автора. Известный сюрреалист Сальвадор Дали так писал о своей картине «Мягкие часы»:
— Это было однажды вечером, я устал, у меня была мигрень — чрезвычайно редкое у меня недомогание. Мы должны были пойти с друзьями в кино, но в последний момент я решил остаться дома. Гала пойдёт с ними, а я лягу пораньше, — думал я. Мы поели очень вкусного сыра, потом я остался один, сидел, облокотившись на стол, и размышляя над тем, как «супермягок» плавленный сыр. Я встал и пошёл в мастерскую, чтобы, как обычно, бросить взгляд на свою работу. Картина, которую я собирался писать, представляла пейзаж окрестностей Порт-Льигата, скалы, будто бы озарённые неярким вечерним светом. На первом плане я набросал обрубленный ствол безлистной маслины. Этот пейзаж — основа для полотна с какой-то идеей, но какой? Мне нужно было дивное изображение, но я его не находил. Я отправился выключить свет, а когда вышел, буквально «увидел» решение: две пары мягких часов, одни жалобно свисают с ветки маслины. Несмотря на мигрень, я приготовил палитру и взялся за работу. Через два часа, когда Гала вернулась из кино, картина, которая должна была стать одной из самых знаменитых, была уже закончена.
В старом искусстве было очень важно любовное, добросовестное изображение реального мира. Личность художника более или менее отступала на задний план перед его созданием и тем возвышалась над собственным уровнем. В новейшем искусстве дело обстоит как раз наоборот — то, что делает художник, все более сводится к чистому знаку, пиару его личности.
«Всё, что я нахаркаю, всё это будет искусство, — сказал известный немецкий дадаист Курт Швиттерс, — ибо я художник».
Одним словом, то, что сделано, вовсе не важно. Важен жест художника, его поза, его слава, его подпись, его жреческий танец перед объективом паблисити, его чудесные деяния, разглашаемые на весь мир…
Разве можно воспитать нормально развитого глубокого человека основываясь на таком искусстве?
Современный человек читает вульгарную литературу, смотрит жестокие фильмы, слушает разрушающую музыку, посредством чего он сам становится грубым, слепым и агрессивным. Наш современник не может нормально оценить ситуацию и найти из неё выход, ведь «чтобы мыслить об окружающем мире, этот мир нужно видеть, его нужно понимать и сострадать». Создавая работы, не отображающие ничего, кроме самочувствия художника на момент создания этой работы или же подменяя искусство скоротечной тенденцией моды, не несущей в себе глубокого смысла, создатель губит возможность человечества приблизиться ближе к пониманию окружающей действительности, природы, общества, человека, да и самого себя тоже. А ведь «истина есть сходство наших представлений, или понятий, с самой вещью. Она должна быть основанием каждого произведения изящных искусств. Человек не может охватить = отразить = отобразить природы всей, полностью, её «непосредственной цельности», он может лишь вечно приближаться к этому, создавая абстракции, понятия, законы, научную картину мира.
Сегодня многие люди хорошо понимают то, что современное искусство весьма специфично и не выполняет созидающую роль в становлении личности. Такие люди стараются воспитывать себя и своих детей в духе классики, закрывая глаза на современную жизнь. Конечно, для нормального развития человека нужно осваивать богатство культуры, наработанное всеми предшествующими поколениями. А для создания качественно нового в любой сфере, нужно выходить за пределы существующего. Именно поэтому, всегда нужно находить главное, искать правильные приоритеты, и, обращая внимание на реальное положение дел, сохранять стремление к прекрасному. Это выход, это путь к спасению, как и не звучит это высокопарно.
Материал подготовлен проектом «Mirum-ars».
За репост материалов Проекта – наша особая благодарность!